АНТРОПОСОФИЯ

АНТРОПОСОФИЯ
(от греч. человек и sophia - мудрость) - выделившееся из теософии учение о человеке как "духовной личности". Основана нем. философом Р. Штайнером в 1913 г. Антропософы рассматривают человека как существо, имеющее как земное, так и космическое происхождение, и ставят своей задачей их раскрытие путем особых упражнений, углубления в свой внутренний мир,  большое значение придается соответствующим методам воспитания. Все это, по их мнению, призвано выявить в человеке его духовное активно-творческое начало, гармонизировать его разум и волю, с тем чтобы с помощью "живого сознания" он смог преодолеть бесформенную стихию хаоса жизни и мысли и в конечном счете победить смерть. В России антропософское об-во было открыто уже в 1913 г. и просуществовало до 1923 г. Идеи А. активно поддерживали мн. деятели искусства и культуры: А. Белый, М. А. Чехов, Кандинский и др. А. Белый назвал А. "культурой жизни", в к-рой самосознание раскрывается как сознание Самосознания, с акцентом на "со" и "Само". Для рус. символиста это есть прежде всего, учение о свободной мысли, к-рая раскрывается в культуре мысли, в ее ритмах и композиции. В нем логика и эстетика представлена как встреча двух жестов - "фаса", "лица" мысли - "композиции" и жеста "профиля" - ритма мысли. Логика свободного мышления разворачивается как ритмико-композиционный процесс, к-рый может быть описан с помощью числовых комплексов. Философия, по убеждению А. Белого, способна быть "чистым знанием", если она доведет понятие знания до самосознающего сознания, до связи знаний, до духовного Я. Лишь философия свободной мысли открывает путь самопознания жизни индивидуума, народа, человечества. Утверждение теоретика символизма, что на самую философию надо смотреть как на "культуру мысли", "культуру культур", выводит ее на новый уровень рациональности. По убеждению А. Белого, ни иррационализм, ни методологический рационализм не могут дать адекватное решение проблемы философии и культуры. Срыв в хаос чувственности и склеротизм мышления можно преодолеть лишь "волевым сознанием", культурой свободной мысли. Являясь человеком свободной мысли, А. Белый расплавлял статичную мысль в энергетически емких образах, создавая новые миры, к-рые одних восхищали, других возмущали, вызывая недоумение и непонимание. Следуя., А. Белый стремился в личностном "пути жизни" к раскрытию Я в многоликости и многострунное творческой деятельности. Идеи А. активно использовал в своем творчестве рус. актер М. Чехов. В работе "Об искусстве актера" он ставит задачу создать теорию ритма и композиции в применении к театру. Актер становится творческой личностью, когда в нем рождается высшее Я. "В минуты творческого вдохновения оно становится вашим вторым сознанием наряду с обыденным, повседневным" (Чехов М. А. Литературное наследие: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 265). Вдохновение, исходящее от высшего Я, сочетаясь со "здравым смыслом" эмпирического Я, рождает третье сознание, к-рое является душой сценического образа. В результате актер переживает раздвоение сознания: он одновременно актер и зритель, что давало ему как бы возможность оставаться в стороне от создаваемого им образа, наблюдать за "игрой" и за его "жизнью". В овладении своей пластикой, голосом, в понимании себя как существа телесно-душевно-духовного и способного преображаться, помог Чехову, по его мнению, метод эвритмии Р. Штайнера. Согласные звуки речи, по Штайнеру, есть результат имитации внешнего мира, гласные - внутреннего. Каждый звук имеет свой жест, свою пластику, позволяющую сделать его зримым. Чехов вместе с Белым организовали кружок эвритмии для актеров МХАТа, учили их грамматике жестов, пластическому выражению звуков. Идея "внутреннего звучания" становится основной в понимании "жизни красок" Кандинского. Методы А. и теософии, по его мнению, дают возможность путем внутреннего познания, углубления внутрь себя, подойти к проблемам духа. Искусство, как наиболее восприимчивая форма духовной жизни, одно из первых встает на пути живой культуры и нового понимания человеческого Я. Выявить художественную природу слова, музыкального звука, краски - значит раскрыть их внутреннее, духовное, а не внешнее содержание, и раскрыть эту "внутреннюю красоту" как творческий нерв жизни души человека и человечества. "В этом случае органическая форма не является больше прямым объектом, а есть элемент божественного языка, который пользуется человеческим, ибо направляется человеком к человеку" (Кандинский В. В. О духовном в искусстве. С. 50). В настоящее время  в России организован центр "Вальдорфской педагогики" (Москва), в к-ром активно разрабатывают и применяют в педагогической практике идеи А.


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "АНТРОПОСОФИЯ" в других словарях:

  • антропософия — антропософия …   Орфографический словарь-справочник

  • АНТРОПОСОФИЯ —         (от греч. человек и мудрость), оккультно мистич. учение о человеке как носителе «тайных» духовных сил, развитое в нач. 20 в. Штейнером. Выделилось из теософии, которую Штейнер стремился превратить в «экспериментальную» науку, ставящую… …   Философская энциклопедия

  • АНТРОПОСОФИЯ — (от греч. anthropos человек, и sophia мудрость). Учение о нравственной природе человека. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТРОПОСОФИЯ [< гр. anthropos человек + sophia мудрость] учение, ставящее… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Антропософия — (гр. аntropоs – адам және sophia – даналық) – адам рухының асқан сезімдік (сезімнен тыс) әлемге өте алатынын мойындайтын мистикалық ілім, теософияның бір түрі. Оның негізін қалаушы австриялық философ Р. Штейнер болып саналады. Енбектері Құпия… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • антропософия — теософия Словарь русских синонимов. антропософия сущ., кол во синонимов: 1 • теософия (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • АНТРОПОСОФИЯ — (от антропо... и греческого sophia мудрость), течение в духовной жизни 20 в., исходящее из основанной Р. Штейнером науки о духе сверхчувствительном познании мира через самопознание человека как космического существа. В 1913 основано… …   Современная энциклопедия

  • АНТРОПОСОФИЯ — (от антропо... и греч. sophia мудрость) течение в духовной жизни 20 в., исходящее из основанной Р. Штейнером науки о духе сверхчувственного познания мира через самопознание человека как космического существа. В 1913 основано Антропософское… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АНТРОПОСОФИЯ — (греч. anthropos человек, sophia мудрость) одна из версий теософии (полностью дистанцировавшаяся от нее в 1909), мистическое учение о человеке как чувственно сверхчувственном существе, изложенная в 1912 немецким оккультистом Р. Штейнером (1861… …   Новейший философский словарь

  • АНТРОПОСОФИЯ — АНТРОПОСОФИЯ, антропософии, мн. нет, жен. (от греч. anthropos человек и sophia мудрость) (книжн.). Религиозно мистическое учение, разновидность теософии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • АНТРОПОСОФИЯ — (от лат. anthropos человек и sophia мудрость) англ. anthroposophia; нем. Anthroposophie. Разновидность теософии, религиозно мистическая доктрина, направленная на развитие тайных способностей человека к духовному господству над природой (Р.… …   Энциклопедия социологии

  • Антропософия — (от антропо... и греческого sophia мудрость), течение в духовной жизни 20 в., исходящее из основанной Р. Штейнером “науки о духе” сверхчувствительном познании мира через самопознание человека как космического существа. В 1913 основано… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»